Эллины любили украшать себя различными ювелирными изделиями. Однако ношение слишком большого числа драгоценностей считалось плохим тоном. Поэтому был выпущен ряд законов, призванных контролировать стремление богатых жителей полисов выставлять на всеобщее обозрение свои украшения. Прекрасной и вполне легальной возможностью пощеголять ювелирными изделиями были официальные выходы в свет: посещение театра, свадеб, праздников и пиров.
Очень популярны были ювелирные головные уборы. К их числу относятся: венки, диадемы, иногда с подвесками, гребни, ажурные украшения типа сетки для волос с жемчуком и драгоценными камнями, начельники, имитирующие прическу (стленгида). К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны — изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов.
Чем тоньше была работа, тем дороже стоили украшения, поэтому они были ярким свидетельством социального статуса владельца. Высоко ценилось золото, которому приписывались чудесные магические свойства, поэтому изделия из него было принято дарить на свадьбу или по случаю рождения ребенка. Нередко золотые украшения и маски отправлялись в загробную жизнь вместе с их владельцем, дабы отгонять от него злых духов.
Диадема. Золото
Венок с украшениями в виде листьев и цветов. Золото
Диадема с рельефным изображение головы Гелиоса. Золото
Золотой погребальный венок из 313 дубовых листьев и 68 желудей. Украшение весит 717 граммов. Золото
Диадема. Золото, гранат, сердолик, полихромная эмаль.
Пышный погребальный венок. Золото
Филигранная диадема с "Узлом Геркулеса". Золото, гранат
Диадема из Салоник. Золото
Востребованы были и шейные украшения, прежде всего, ожерелья из цепочек и бус, подвески, повторяющие форму амфор или животных. Так же использовался растительные формы: цветы и листья, изображения богов и героев.
Самым популярным орнаментом в Греции был растительный, с миниатюрными бутонами, цветами и листочками. Любили мастера вырезать на украшениях маленьких бабочек, птиц, насекомых, а также волнообразные узоры. В качестве сырья использовали не только золото и серебро, но и драгоценные камни, которые превращались в затейливые произведения ювелирного искусства.
Техника работы древнегреческих ювелиров отличалась невероятной тонкостью и изяществом. Их любимым приемом было использование филиграни с вкраплениями стеклянной цветной смальты или мелкого жемчуга. Эта техника позволяла создавать ажурный узор из тончайших нитей золота и металлических сплавов.
Очень распространенным был способ диффузной пайки, позволяющий получить так называемую точечную зернь. Отдельные детали ювелирных изделий собирали из составляющих их элементов, припаивая друг к другу, а полученные части механически соединяли или связывали между собой. Широко использовалась проволока для изготовления цепочек и тесьмы.
Ожерелье с тремя рядами амфоровидных подвесок.
Реклама
Ожерелье с подвесками в виде голов Селена, в форме желудей и цветков лотоса. Золото.
Ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями, с завитками и розетками. Золото, эмаль
Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок. Золото
Ожерелье с "Узлом Геркулеса". Золото
Ожерелье с "Узлом Геркулеса". Золото, эмаль
Происхождение термина «браслет» связывают с эллинским словом «brachile», дословно значащем «на руке».
Мода на мужские браслеты так же пошла из Эллады. В то время их носили на предплечьях солдаты для его защиты. В соответствии со своим статусом богатые командиры украшали их серебром, золотом и драгоценными камнями.
Браслеты любили носить и женщины. Они всячески старались подчеркнуть изящество рук с помощью браслетов, которые носили не столько на запястье, сколько на плече, которое кокетливо выглядывало из-под драпированных складок хитона. Некоторые утонченные дамы украшали браслетами свои лодыжки. Браслеты могли представлять собой жемчужные нити или переплетение проволок, увенчанных изображением животных или фантастических существ.
Браслет со спиралями. Золото
Браслет с протомами (передняя часть фигуры) сфинксов. Золото
Браслет на предплеьче с титаном. Золото
Браслет на предплечье с грифонами. Золото
Браслет с "Узлом Геркулеса". Золото, гранат, сердолик
Поллукс, ученый 11 века н.э., перечисляет 17 различных типов серег (клипсов древность не знала). Ряд изделий эллинского ювелирного искусства выполнен в настолько филигранной технике, что даже современные специалисты поражаются мастерству древних ювелиров. Например, серьги из кургана Куль-Оба, детали декора которых можно увидеть только через увеличительное стекло. Состояли греческие серьги, как правило, из двух элементов: диск с мельчайшим узором и инкрустацией, с которого свисали тонкие подвески. При ходьбе они издавали нежный звон, предупреждая о приближении дамы. Так же были популярны и другие типы серег.
Серьги из кургана Куль-Оба. Золото
Височная подвеска с рельефным изображением Афины. Золото
Серьги из кургана Куль-Оба. Золото
Серьги с подвесками в виде фигур Эроса. Золото
Серьги с подвесками в виде всадников. Золото
Серьга со вставками из стекла, имитирующего агат и янтарь. Золото, стекло.
Серьги с грифонами. Золото
Серьги. Золото, гранаты.
Серьги с камеями в виде головы Горгоны. Золото, халцедон.
Серьги - ладьи с "лозой". Золото
Филигранные серьги - ладьи. Золото