1. Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет.
Считается, что художник выполнил его в 60-летнем возрасте. Штриховка выполнена тонкими линиями слева направо — это характерный почерк да Винчи. Работа нарисована сангиной (материал, напоминающий красно-коричневый уголь) на бумаге. Идентификация проведена в XIX веке: рисунок соспоставили с портретом Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа», прототипом для которого был Леонардо.
Тем не менее, некоторые искусствоведы продолжают доказывать, что туринский автопортрет — всего лишь качественная подделка под да Винчи. Однако железных фактов в поддержку своего мнения они не предоставили.
Где хранится: Королевская библиотека в Турине.
Кстати, существует теория, что великую Мону Лизу Леонардо да Винчи срисовал с себя, предав собственным чертам мягкости. К такому мнению ученые склоняются, сравнивая красавицу из Лувра с туринским автопортретом.
2. Автопортрет Дюрера.
Сохранилось 17 автопортретов немецкого мастера Ренессанса, однако самым популярным является тот, что датирован 1500-м годом.
Лицу преданы божественные, иконографические черты. Художнику на время написания было 28 лет. В то время портреты «фас» в Европе были редкостью. В Италии их практически полностью сменили работы с поворотом головы в три четверти.
К слову, Дюрер одним из первых дал толчок к переоценке статуса художника. В то время в Германии рисунок считался ремеслом, и ставить автографы на работах было не принято. Дюрер всегда подписывал картины полным именем. Кроме того,он является первым европейским художником, написавшим автобиографию,и крупнейшим мастером ксилографии.
Где хранится: Старая пинакотека Мюнхена.
3. Караваджо. Предполагаемый автопортрет в образе Бахуса.
Гений реализма всю жизнь рисовал автопортреты: его черты можно узнать в лице казненного на картине «Давид с головой Голиафа», в проходном персонаже на картине «Мученичество апостола Матфея», и даже в лике медузы Горгоны. Но в главной роли он предстает только в образе Бахуса!
Где хранится: Галерея Боргезе, Рим
4. Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой (январь 1889 г).
Написан в Арле на пике развития психологического расстройства. Картина была нарисована через несколько дней после того, как Ван Гог поссорился с другом Гогеном, запустил ему в голову стаканом, а после в приступе гнева отрезал сам себе мочку уха.
Где хранится: Частная коллекция Ниархоса, Чикаго
5. Поль Гоген. Автопортрет художника на фоне желтого Христа (1889-1890 гг.).
Один из главных представителей постимпрессионизма и отец символизма нередко рисовал себя — как и его товарищ Ван Гог. Самые популярные автопортреты: с палитрой (1893 г), в шляпе (1893 г) и с «желтым Христом» (1889−1890 гг.). На последней за спиной мастера находится любимая работа, давшая начало символизму.
Где хранится: Музей д‘Орсе, Париж
6. Пьер Огюст Ренуар. Последний автопортрет.
Потрясающий импрессионист, автор новаторского для своего времени портрета актрисы Жанны Самари, прожил долгую жизнь и на старости влюбился в юную натурщицу (об этом снят фильм «Ренуар. Последняя любовь»). На последнем автопортрете (1910 г.) живописец выглядит абсолютно счастливым. На тот момент ему было без малого 70 лет.
Где хранится: частная коллекция
7. Автопортрет Модильяни.
Работы художника отличаются самобытным авторским стилем — его невозможно спутать не с кем. Как ни странно, ловелас и покоритель сердец редко рисовал себя. Широко известен только один портрет, выполненный в 1919 году, меньше чем за год до смерти автора.
Где хранится: музей современных искусств в Сан-Пауло, Бразилия
8. Френсис Бэкон, Автопортрет № 1 (1964 г).
Среди десятков автопортретов этот — чуть ли не единственный, у которого есть туловище. Интересно, что оно «позаимствовано» у другого художника, Люсьена Фрейда (к такому выводу пришли исследователи аукциона Сhristie’s).
Этот коллега — излюбленная модель Бэкона. На сегодня триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» является самым дорогим произведением искусства из когда-либо проданных. Рекорд установлен в ноябре 2013 года на Сhristie’s: работа ушла с молотка за 142,4 млн долларов.
Где хранится: центр Помпиду
9. Автопортрет Рембрандта.
Написан в 1640 году, в зените славы, когда знатные богатые голландцы буквально заваливали художника заказами. Рембрандт решил увековечить собственную состоятельность и признание: на картине он сидит в чинной позе, одетый в дорогие платья. Этой работой автор хотел поставить себя в одну линию с Дюрером,Тицианом и Рафаэлем, которых очень уважал. В целом в своих картинах он нередко«соревновался» с Тицианом: брал типичные для коллеги сюжеты и переигрывал в своем стиле.
Где хранится: Национальная галерея, Лондон
В автопортрете 1640 года повторена классическая позы персонажей Дюрера и Тициана: все они правой рукой опираются на парапет. Согласно рентгенограмме,первоначально на парапете была левая рука Рембрандта.
10. Пабло Пикассо. Автопортрет в голубой период (1901 г).
Испанец рисовал себя на протяжении всей жизни. Существуют десятки автопортретов Пикассо — от крайне реалистичных до тех, что идеально вписываются в каноны кубизма. Интересно, что на самом известном автопортрете «голубого» периода художник меньше всего похож на себя.