В какой-то момент казалось, что 2017-й вовсе оставит нас без хороших фильмов. Но нет, кино не умерло и по-прежнему «важнейшее из всех искусств». С трудом, но десятку годных лент насобирали. Отметим, что рейтинг основан на личном опыте автора и наверняка не совпадет со вкусами всех читателей.
К сожалению, в топ не попали несколько потенциально очень хороших фильмов, международный прокат которых начался в 2017 году, но у нас их покажут только в 2018-м. К таким картинам, например, относятся «Три билборда на границе Эббинга. Миссури», «Леди Птица», «Зови меня своим именем», «Форма воды» и несколько других. Такая же ситуация была и в прошлом году. Поэтому в сегодняшнем рейтинге найдете несколько лент, снятых в 2016-м, но до нас добравшихся в начале 2017-го.
10. «Логан»
Режиссер: Джеймс Мэнголд.
В ролях: Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин.
«Чудо-женщина», «Тор: Рагнарек», «Логан» — фильмы по комиксам давно перестали быть дополнением к бумажным выпускам, став самостоятельным жанровым явлением в мире кино. Пожалуй, отчетливей всего из списка-2017 выделяется предельно серьезный и совсем уж взрослый «Логан».
Это история не о бравых супергероях, которые направо и налево раскидывают злодеев и железной рукой наводят порядок в несправедливом мире. Здешние супергерои влачат жалкое существование, перебиваются случайной работенкой и давно устали от любой борьбы. Хотя мир по-прежнему несправедливый, да. Жесткий, глубокий и предельно атмосферный «Логан» по духу совсем не соответствует всем предыдущим фильмам во вселенной Людей Икс. И это пошло ему на пользу.
Можно было бы поставить эту ленту повыше в рейтинге, но мешает большое количество сюжетных ляпов. Кроме того, «Логан» порой чересчур мелодраматичен и не всегда эмоционально ровно переходит от одной сцены к другой.
9. «Ван Гог. С любовью, Винсент»
Режиссеры: Дорота Кобела, Хью Уэлшман.
С мультфильмами в этом году напряженка. Нет, их было много, но вспомнить по-настоящему достойные — та еще задачка. Порадовала разве что «Тайна Коко», которую можно смело советовать для просмотра. Но в рейтинг попала другая в прямом смысле «картина».
Как ясно из названия, «Ван Гог. С любовью, Винсент» целиком и полностью посвящен творчеству нидерландского постимпрессиониста. Сюжет анимационной ленты завязан на тайне гибели художника. Знакомые и друзья Винсента пытаются выяснить, как так вышло, что пышущий здоровьем живописец внезапно решил уйти из жизни, причем довольно странным способом — выстрелив себе в живот? Может, стрелял-то вовсе не он?
Сюжет мультфильма тривиальный, похожий на очередной эпизод какого-нибудь детективного сериальчика среднего уровня. Но ценен он не историей, а видом. «Ван Гог. С любовью, Винсент» — потрясающе красивое полотно. Это первая в мире лента, полностью нарисованная масляными красками. Более сотни художников на протяжении пяти лет писали около 63 тысяч картин в стиле Ван Гога, которые потом покадрово превратили в мультфильм. Сюда же поместили десятки знаковых работ художника, органично вписав их в ткань повествования. Обязательно к просмотру не только любителям Ван Гога, но и всем, кто неравнодушен к исключительно красивой визуализации!
8. «Джон Уик 2»
Режиссер: Чад Стахелски.
В ролях: Киану Ривз, Риккардо Скамарчо, Иэн МакШейн.
Никогда бы не подумал, что в рейтинг лучших фильмов года придется включать обычный боевик. Хотя нет, «Джон Уик 2» — далеко не обычный боевик, пусть изо всех сил и пытается таким казаться.
Создатели фильма наплевали на политкорректность, согласились на «взрослый» рейтинг и оторвались по полной. Но больше всего в «Джоне Уике» нравится не это, и даже не Киану Ривз, а показавшиеся очевидными отсылки к «Матрице». На фоне такого великолепия даже неизбежные для боевиков штампы смотрятся свежо! Вот кино, которое мы ждали с 1990-х — жесткое, с двойным смыслом и предельно драйвовое. Такого сейчас не делают.
Еще не наступил 2018 год, а мы уже с нетерпением ждем 2019-й. Именно тогда выйдет третья часть «Джона Уика» и мы все наконец-то узнаем, насколько близки или далеки от реальности оказались все сомнения и догадки касательно связи новой франшизы с «Матрицей».
7. «Нелюбовь»
Режиссер: Андрей Звягинцев.
В ролях: Марьяна Спивак, Алексей Розин, Матвей Новиков.
В уходящем году вышло много хороших российских фильмов. С ходу можно вспомнить «Время первых», «Аритмию», специфическую новинку со странным названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Все они достойны просмотра, но в десятку лучших было решено включить работу Андрея Звягинцева.
«Нелюбовь» — кино нарочито фестивальное, но в остальном хорошее и со смыслом. Благо он не скрыт за мудреными аллюзиями или артхаусным выпендрежем. Послание фильма простое и искреннее, полностью заключенное в названии: не быть ничему хорошему, если в душе (сердце, мозге или еще каком органе) не осталось места для любви. Так и сына можно потерять, и семью, и самого себя.
Драма о нравственных мытарствах одной российской семьи набрала воз и маленькую тележку наград, замахнувшись на «Оскар» в номинации за лучший фильм на иностранном языке. Все шансы получить премию есть — кино и правда вышло сильным.
6. «На игле 2»
Режиссер: Дэнни Бойл.
В ролях: Юэн МакГрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл.
«На игле» — культовый фильм безо всяких споров и вопросов. Снять продолжение легенды, не ударив при этом в грязь лицом, невероятно сложно. Дэнни Бойл подождал 20 лет и сделал это — не ударил в грязь лицом и создал идеальное продолжение.
«На игле 2» возвращает в дело старых героев. Эдингбургские торчки постарели, заматерели и как-то погрустнели. К наркотикам добавились порно, старость и виагра. В общем-то, смысл происходящего на экране не так уж и важен. Важнее то, как стильно Дэнни Бойл подает зрителю историю о законченных неудачниках, британских люмпенах, которые тоже имеют право на свой выбор. А уж какой здесь саундтрек!
Хуже или лучше? Отставим в сторону все споры — новинка конечно же хуже оригинала. Хотя бы потому, что уже не может звучать так же свежо, как прародитель. И тем не менее это заметное событие в мире кино, особенно в 2017 году, который и так нас не сильно радовал хорошими фильмами.
5. «Тони Эрдманн»
Режиссер: Марен Аде.
В ролях: Сандра Хюллер, Петер Симонишек, Михаэль Виттенборн.
Этот фильм впервые показали почти два года назад. Тем не менее он попал в наш рейтинг, потому что до белорусского проката дошел только в 2017-м. Странноватая немецкая комедия покоряет искренностью в преподнесении простых, но нужных всем истин.
В центре внимания картины — отец и дочь. Она уже давно выросла из маленькой девочки в самостоятельную тетеньку, которая стала винтиком престижной корпорации. Он уже в возрасте и хочет немножко очеловечить свою дочь, которая все время посвящает работе, карьере и сопровождающему все это стрессу. Дедуля напяливает забавный парик, надевает вставную челюсть с зубами врастопырку, представляется бизнесменом и сопровождает дочурку. Время от времени оба попадают в ситуации, лучше всего ассоциирующиеся со словом «абсурд».
Абсурдный юмор и правда правит балом в «Тони Эрдманне». Животики, конечно, не надорвешь. Скорее, наоборот — юмор здесь не для того, чтобы смеяться, а чтобы подчеркнуть главную мысль: все мы позабыли о самом важном в жизни и идем куда-то не туда.
4. «Дюнкерк»
Режиссер: Кристофер Нолан.
В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Киллиан Мерфи.
Вообще, любой фильм от Кристофера Нолана автоматически должен попадать во всевозможные подборки лучших фильмов. «Дюнкерк» — не исключение. Тем более, что кино вышло куда как кинематографичней, чем распиаренный и переоцененный «Интерстеллар», предыдущая работа знаменитого режиссера.
О фирменном почерке Кристофера Нолана напоминают и в «Дюнкерке». Здесь тоже есть игры со временем и пространством, правда, не такие головокружительные, как в «Начале». Получилось технически безупречное кино, каждый элемент которого словно говорит, что перед нами — предмет искусства, а не развлекалочка на день.
Особенно хорош звук! Львиная доля атмосферы фильмы строится на воплях истребителей, визгах пуль и басовитом рокоте чудовищных бомбардировщиков. Для полного погружения обязательна хорошая аудиосистема.
3. «Ла-Ла Ленд»
Режиссер: Дэмьен Шазелл.
В ролях: Райан Гослинг, Эмма Стоун.
Тот редкий случай, когда картина нравится всем без исключения, независимо от того, по душе вам мюзиклы или нет. Потому что легкая, жизнерадостная и про любовь. Плюс ко всему не банальная, а даже вполне себе реалистичная. «Ла-Ла Ленд» вызывает в памяти светлые переживания со щепоткой грустинки — за это нам и полюбился сей джазовый эксперимент.
Все-таки жаль, что «Ла-Ла Ленд» не взял «Оскара» как лучший фильм, уступив престижную награду хорошему, но чересчур простецкому «Лунному свету». Зато у мюзикла Дэмьена Шазелла аж шесть побед в других номинациях.
В зарубежный прокат «Ла-Ла Ленд» вышел еще в 2016 году, но в белорусских кинотеатрах прочно обосновался только в начале 2017-го. И это хорошо, потому что без этого (и парочки других!) фильма нам было бы очень сложно найти десять лучших премьер уходящего года.
2.«Бегущий по лезвию 2049»
Режиссер: Дени Вильнев.
В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд.
Прошлогоднее «Прибытие» зародило надежду, что Дени Вильневу наконец-то дадут раскрыться по полной, не сковывая его фантазию и мастерство ни бюджетно, ни как бы то ни было еще. «Бегущий по лезвию 2049» показал, что перед нами не просто талантище, а гений от мира кино. Увы, гениальность его оказалась мало кому нужна.
«Бегущий по лезвию 2049» — это не про сюжетные финты и не про выдающиеся актерские дарования. Это фильм-настроение, который строится на атмосфере, полностью поглощающей зрителя. Безо всяких 3D, 5D и IMAX эта лента захватывает сознание зрителя и переносит его в мир концентрированного киберпанка. Кино, которое может идти хоть шесть часов, а оторваться от него все равно решительно невозможно.
Жаль, но по достоинству «Бегущего по лезвию 2049» не оценили. Фильм провалился в прокате. Теперь уж и не знаем, что будет с Дени Вильневым, которому под давлением низких кассовых сборов отныне наверняка не станут доверять солидные бюджеты.
1. «мама!»
Режиссер: Даррен Аронофски.
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер.
Совершенно потрясающее событие в мире кино. Обманчивый, сбивающий с толку, издевающийся над зрителем фильм, квинтэссенция того, что принято называть «настоящим кинематографом».
«мама!» водит нас за нос, постоянно бросая из огня да в полымя. О чем эта лента? Спросите у пяти разных людей и получите пять разных мнений. Банальный триллер? Да! Религиозная притча? Конечно! Антирелигиозное послание? Что же еще! Комедия о взаимоотношениях мужчин и женщин? Ну естественно! Глубокая драма о творчестве? Именно так!
Признаться, после «Ноя» от Аронофски я не ждал ничего хорошего. Но то, что американский режиссер выдал в этом году, превосходит все его прошлые достижения вместе взятые. Чистое кино с многослойностью, как у капусты. Потрясающий ребус, который можно разгадывать так и эдак. Такого давно не делали, потому что слишком рискованно для сборов. «мама!», к слову, в прокате и правда провалилась.