Погода стояла ненастная. Проливной дождь сопровождал нас от долины Рейна до самого Баден-Бадена. Но над городом тучи рассеялись, и кое-где за облаками можно было разглядеть голубую гладь неба. Оставив автомобиль в подземном гараже, мы вышли на площадь перед театром. Она названа в честь Гёте, видимо, потому что ничто другое в этом городе не связано с именем великого поэта.
Спрятавшись под зонтиками, мы медленно направились в сторону знаменитой Лихтентальской аллеи. Капли дождя вырисовывали аккуратные круги в водах реки Ос, протекающей вдоль парка. Народу вокруг было мало. Всё выглядело не так, как описывал Иван Тургенев в своём романе «Дым». Не было ни духовых оркестров, ни гламурных дам с шляпками, ни пожилых аристократов. Возможно, времена сильно изменились. А может быть, осенний дождь разогнал достопочтенную публику. Но ведь мы приехали сюда не ради мировых знаменитостей.

Гуляя среди изобилия редких и привычных нам деревьев, мы незаметно для себя дошли до знаменитого розария Гённера. Конец сентября не лучшее время для прогулок по цветнику, и нам оставалось только представлять всё его весеннее великолепие. Розарий этот был создан в 50-х годах прошлого века по инициативе бургомистра города Альберта Гённера и при поддержке тогдашнего канцлера Германии Конрада Аденауэра, который увлекался садоводством и селекцией.

Входные ворота розария
У входных ворот мы впервые после Цюриха услышали русскую речь. Россияне любят отдыхать в немецком Бадене, и традиция эта завелась ещё во времена, когда удовольствиям на курортах могли предаваться только аристократы и купцы первой гильдии. Сегодня в Бадене проживает так много выходцев из России и их потомков, что знанием русского языка можно обойтись почти повсеместно.

Капли дождя продолжали стучать по нашим зонтикам, нашептывая нам тайны Лихтентальской аллеи. Сколько признаний в любви она слышала, сколько задушевных разговоров и милых бесед! А сколько зловещих планов обсуждалось среди этих красивых в своей строгости деревьев! А однажды на этой самой аллее было совершено нападение на короля Пруссии Вильгельма I. Первая пуля пролетела мимо, а вторая слегка задела шею. Это произошло 14 июля 1861 г., всего через несколько месяцев после того, как мудрый и решительный Вильгельм взошёл на трон. Именно ему впоследствии удалось объединить Германию и нанести поражение французам. Естественно, такой сильный правитель не устраивал многих, и на него трижды организовывались покушения.

Неожиданно наша прогулка была прервана поломкой детской коляски. Это было пустяком по сравнению с ранением прусского короля, но пересмотреть наши планы всё же пришлось. Мы собирались добраться до конца аллеи и увидеть монастырь Лихтенталь, основанный сёстрами цистерцианского аббатства в 1245 г. Цистерцианцы никогда не славились любовью к живописи и богатым интерьерам, но они искусно выбирали места для духовного созерцания и ведения хозяйства. Однако идти до монастыря оставалось ещё полтора километра, и мы решили вернуться в центр города.


На площади Гёте мы снова оказались перед театром Баден-Бадена. Выполненное в стиле позднего барокко по проекту архитекторов Шарля Куто и Людвига Ланга, здание театра было построено в 1860-62 гг. Театральный зал вмещает 2500 зрителей и является крупнейшим в Германии. Во время торжественного открытия его была исполнена опера «Беатриче и Бенедикт», которую Гектор Берлиоз написал специально по этому поводу. Он же дирижировал оркестром в тот вечер.

Театр в Бадене
В двух шагах от театра находится ещё одно знаковое сооружение Бадена — Курхаус, или Курортный дом. Он был построен в 1821-24 гг. по проекту известного архитектора Фридриха Вайнбреннера. В этом развлекательном заведении организуются бальные вечера и роскошные ужины, но больше всего Курхаус знаменит своим казино. Оно не такое старое, как Ридотто в Венеции, но именно сюда любил захаживать Фёдор Михайлович Достоевский. Великий писатель приезжал на воды для лечения, но всякий раз испытывал судьбу в казино и почти всегда проигрывался.
Однажды в Висбадене Достоевский просадил все свои средства, да так, что не смог расплатиться с хозяином отеля, который посадил его на хлеб и чай и не отпускал, пока друзья из России не помогли ему деньгами. По возвращении домой писатель был вынужден заключить кабальный договор с издателем Стелловским и всего за 26 дней написал роман «Игрок». Такой вот немецкий след в русской литературе.

Курхаус в Бадене
Не знаю, как у моих спутников, но у меня с самого Страсбурга во рту не было даже маковой росинки. Мы рассчитывали напиться из источника, который славится своими целебными водами с римских времён. Павильон представляет собой роскошное, вытянутое в ширину сооружение с портиком и 16 колоннами.

Павильон минеральных вод
Стена галереи украшена 14 фресками, на которых изображены самые знаменитые легенды Шварцвальда. Того самого Чернолесья, в котором Вильгельм Гауф поселил Стеклянного Человечка и прочих лесных духов. Но, к всеобщему сожалению, павильон был закрыт, и мы пошли в сторону площади Леопольда, средоточия всяких ресторанов и кафе.

Галерея павильона в Бадене
Здесь начинается другой Баден, изысканный и выхоленный. Дождик, который к этому времени решительно прекратился, подмочил его гламурные краски, но от этого они стали только выразительнее.


Город хорош сам по себе, без казино, замков и загадок Шварцвальда. Кажется, что в центре Бадена нет двух одинаковых домов. Вместе с тем невысокие здания в неоклассическом стиле дополняют друг друга, придавая городским кварталам характерный рисунок Прекрасной эпохи.


В узком переулке мы заметили высокую каменную скульптуру с обнажённым мечом, которую издали приняли за очередную статую Роланда. В Средние века такие статуи легендарного рыцаря с мечом правосудия были символом вольного города, то есть города, имевшего право самостоятельно вести торговлю и вершить правосудие. Однако тринадцатиметровый истукан оказался памятником Отто фон Бисмарку работы скульптора Оскара Александра Кифера. Его установили в 1915 г. к столетней годовщине рождения первого канцлера Германской империи.

Тем временем перевалило за полдень, а до замка Гогенцоллерн, вотчины прусских королей, которую мы собирались посетить, нужно было добираться не меньше двух часов. Прихватив в дорогу бутерброды из фастфуда Nordsee, мы направились прямо на парковку. Облака кучковались и собирались в небольшие тучи, но не предвещали дождя. Правда, без сюрпризов не обошлось, и начались они там, где мы ожидали их меньше всего.